Суббота, 10.04.2021, 21:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Мечетное

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Горячая линия
http://minobr.saratov.gov.ru/projects/karta/

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Программа дополнительного образования на 2014-2019 гг
10.06.2015, 14:04

 

                 СОДЕРЖАНИЕ    ПРОГРАММЫ

                                                                                                         

       Введение.                                                                                 

I.  Пояснительная записка.                                                          

    1.  Концептуальная основа дополнительного образования школы.  

    2.  Актуальность целевой образовательной программы.

    3. Нормативно-правовая основа  программы

    4.  Цель программы.

    5.  Задачи программы.

    6.  Функции дополнительного образования.                                                                                         

    7.  Основные технологии и методы реализации программы.

    8.  Условия реализации программы.     

II.  Программное содержание.                                                        

III.  Перспектива развития дополнительного образования

IV.  Материально-техническое обеспечение.   

 V.  Ожидаемые результаты.                                                           

VI.  Система представления результатов обучающихся.              

VII.  Система оценивания.                                                                

VIII.  Учебный план дополнительного образования  на 2014-2015 учебный год.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дать детям радость труда, радость успеха в учении,   пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного   достоинства - это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей - детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении - единственный  источник внутренних  сил  ребенка,  рождающих энергию  для  преодоления  трудностей,  желание учиться.

Сухомлинский В. А 

                                               ВВЕДЕНИЕ 

      Дополнительное  образование  –  это  процесс  свободно  избранного  ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных  на  удовлетворение  интересов  личности,  ее  склонностей,  способностей  и  содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. Система дополнительного образования в школе  выступает как педагогическая структура, которая:   максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся;  обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и  личностную значимость учащихся; дает шанс каждому открыть себя как личность;  предоставляет  ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе;  налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма;   активно использует возможности окружающей  социокультурной и духовной  пищи;   побуждает  учащихся  к  саморазвитию  и  самовоспитанию,  к  самооценке  и самоанализу; обеспечивает  оптимальное  соотношение  управления  и  самоуправления  в жизнедеятельности школьного коллектива.

Дополнительное  образование  обладает  большими  возможностями  для  совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие   запросы.

           Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной  личности,  в ее образовании,  в ранней  профессиональной  ориентации. Ценность  дополнительного  образования  детей  состоит  в том,  что  оно  усиливает вариативную  составляющую  общего  образования  и помогает  ребятам в профессиональном  самоопределении,  способствует  реализации  их сил,  знаний, полученных  в базовом  компоненте.  Дополнительное  образование  детей  создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей  достичь  в зрелом  возрасте  больших  результатов,  сделать  безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку  и его статус  в  глазах  сверстников,  педагогов,  родителей.  Занятость  учащихся  во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.  

        Для  системной  и  качественной    реализации  дополнительного  образования  в школе  создана    целевая    программа  дополнительного  образования. В Программе  отражены цели и  задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.  Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система  дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы.

                                               

                                       I. Пояснительная записка

1.  Концептуальная основа дополнительного образования школы.

          Основное  назначение  дополнительного  образования  –  развитие  мотиваций личности к познанию  и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах  личности.  Дополнительное    образование  –  практико-ориентированная форма  организации  культурно-созидательной  деятельности  ребенка.  Дополнительное  образование – проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой  сферой  развивающего  образования.  Дополнительное    образование  –  дополнительность,  непрерывность,  системность  в  образовательной  системе. Дополнительное  образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной  деятельности,  формирует  дополнительные  умения  и  навыки  в  опоре  на  основное образование.  

        При организации  дополнительного образования обучающихся школа опирается на следующие приоритетные принципы:

  • принцип непрерывности и преемственности;
  • принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования;
  • принцип вариативности;
  • принцип гуманизации и индивидуализации;
  • принцип добровольности;
  • принцип деятельностного подхода;
  • принцип творчества;
  • принцип разновозрастного единства;
  • принцип открытости системы.

Педагогические кадры.

       В системе дополнительного образования работают 15  постоянных педагогов и 2 совместителя.

Уровень образования педагогических кадров (дополнительное образование)

- доля педагогических работников с высшим образованием – 86,1%

- доля педагогических работников со средним специальным образованием –14,3%

       Уровень образования педагогических кадров (дополнительное образование):

- доля педагогических работников с высшим образованием – 72,4%

- доля педагогических работников со средним специальным образованием –27,6%

 Принципы и подходы к формированию программы дополнительной образования.

В основе формирования программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

          С учетом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

Начальная школа.

Задача: расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования.

Средняя школа.

 Задача: формирование творческих знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной  области деятельности.

Старшая школа.

Задача: достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, ее профориентации.

 

  2.  Актуальность целевой   программы дополнительного образования.

          В условиях динамических изменений современной жизни и стремительного обновления  знаний  возникла  необходимость  создания  гибкой  и  динамичной  системы  всеобщего  образования,  основанной  на  интеграции  общего  (школьного)  и дополнительного образования. Являясь широким и благодатным фоном для освоения общего образования, дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения  образовательных потребностей  детей и их родителей. Поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению, реализация способностей школьников  в  других  сферах  деятельности  положительно  сказывается  на  результатах общего образования.   Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации.  Кружки, клубы, спортивные секции   воспитывают людей, характер которых формируется под воздействием свободного творческого процесса.

3.Нормативно-правовая база, на основе которой  разработана программа     дополнительного  образования детей.

  Программа   разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:

- Конституция РФ

- Закон «Об образовании».

- Концепция модернизации Российского образования

 -  Программа развития школы « Качество. Доступность. Открытость.»

- Конвенция о правах ребенка

- Устав МБОУ-СОШ с. Мечётное  

- Локальные акты школ

  4. Цель образовательной программы:  создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся и развития их индивидуальных  склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.

 5.  Задачи программы:

1. Решать проблему занятости детей в пространстве свободного времени в рамках школы

2.Организовать целесообразную деятельность ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию.

3. Совершенствовать знания и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствовать построению целостной картины мира в его мировоззрении.

4. Формировать навыки общения со сверстниками, старшими и младшими.

5. Формировать ответственность у учащихся.

6. Развивать познавательную активность.

7.  Развивать   творческий   потенциал  личности  и  формировать  новый  социальный  опыт

8. Формировать  у учащихся устойчивости к асоциальным явлениям, профилактика вредных привычек;

9. Развивать  способности к адаптации в современном мире, а также   коммуникативные  качества  в сфере общения со сверстниками, взрослыми, современными средствами информационной культуры. 

6. Функции дополнительного образования:

•         Функция социализации

•         Развивающая функция

•         Обучающая функция

•         Воспитательная функция

•         Социокультурная  функция

  Особенности функции социализации состоят в том, что она направлена на:

- создание условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учётом её возможностей, развитие сущности сил ребёнка, формирование в нём человека, способного к социальному творчеству;обеспечение условий для самовыражения и самоопределения; оказание помощи детям,  испытывающим трудности при вхождении в мир.

      Развивающая функция объединяет в единый узел все социально-педагогические функции, выполняемые системой  дополнительного образования  в школе на современном этапе (обучающую, воспитательную, социокультурную, рекреативно-оздоровительную, социализации, социальной защиты и адаптации, профориентационную). Её реализация рассматривается в едином русле со всеми остальными, поскольку каждая из них так или иначе связана с развитием и саморазвитием детей.

      Воспитательная функция  дополнительного образования в школе заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех структурных подразделений образовательного учреждения на поведение и деятельность обучающихся. При организации системы воспитания мы ориентируемся на реальные процессы развития личности ребёнка и учитываем необходимость превращения его  в  субъект социального развития общественных отношений. Воспитательная функция вплетена во всю социально-педагогическую деятельность школы.

       Социокультурная функция отражает цели и задачи  дополнительного образования в области культуры и досуга, определяет пути и методы её реализации в структуре школы. Социокультурная функция тесно взаимодействует с другими функциями,  реализуется обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в последующем плодотворно овладевать школьными программами.

 7.  Основные технологии и методы реализации программы:

- Исследовательские методы.

- Лабораторные и экспериментальные занятия:   опыты: постановка, проведение и обработка результатов опытов;   лабораторные  занятия:  работа  с  приборами,  препаратами,  техническими устройствами;  эксперименты;

 

- Метод проблемного обучения:

 проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на ошибки, находки, открытия, объяснение основных понятий, определений, терминов;  поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;

 

- Методы программированного обучения:

 объяснение  ключевых  вопросов  программы  обучения,   самостоятельное изучение определенной части учебного материала: а)  выбор  между  правильным  и  неправильным  ответом  (линейное  программирование); б) выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвленное программирование). 

 

- Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:

разработка проектов, программ;   построение гипотез;   моделирование ситуации;   создание новых способов решения задачи;  создание моделей, конструкций; конструирование игр

 

- Метод  игры:

игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра.

Наглядный метод обучения:  картины,  рисунки,  плакаты,  фотографии;  таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики;

 

8. Условия реализации программы: 

Для  функционирования  творческих  объединений,  кружков,  клубов  и  спортивных секций оборудованы  следующие кабинеты и залы:  актовый зал, спортивный зал, тренажёрный зал, учебные кабинеты, стадион, спортивные площадки, библиотека.

 

II. Программное содержание 

 

       Учебный план ( дополнительное образование)   составлен на основе Федерального закона «Об образовании».

Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учета интересов обучающихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Учебный план отражает цели и задачи образования и воспитания в школе, направленные на развитие индивидуальных возможностей и способностей ученика. Главная задача для школы - формирование и развитие нравственной, самостоятельной, творческой и физически здоровой личности учащихся, свободно адаптирующихся в современном обществе и преумножающих культурное наследие страны. Одним из условий выполнения данной задачи является интеграция основного и дополнительного образования. Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в интересах личности, общества и государства. Дополнительное образование – это такая сфера деятельности, которая даёт возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, раскрепощённость, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость и многое другое. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих социальную, культурологическую, оздоровительную и досуговую направленность, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей их умений и навыков.

         Главной целью является поиск путей и способов создания максимальных благоприятных условий для развития личности учащегося. Существенными характеристиками указанного педагогического пространства является здоровье-сберегающая атмосфера, наличие психологического комфорта для каждого ребенка, постоянное наращивание творческого потенциала личности, овладение навыками самостоятельной деятельности, развитие постоянных интересов учащихся с разными психофизиологическими данными.

       Работа в блоке дополнительного образования обеспечивает разнообразные потребности ученика и направлена на сохранение, физического, психологического и нравственного здоровья ребенка, формирование сплоченного и творческого школьного коллектива, воспитание самоуважения, уважения и терпимости к другим людям, представителям этнических и культурных групп, воспитание понимания ценности образования, открывающего путь к новым возможностям, к осуществлению своих мечтаний, в том числе и выборе профессии. Данный учебный план позволяет:

1.      Выполнить в полном объеме государственный заказ (ФГОС)

2.  Учесть интересы и возможности обучающихся.

3.  Учесть профессиональный потенциал педагогического коллектива.

4.  Сохранить единое образовательное пространство.

В школе система дополнительного образования складывается из следующих направлений:

  • художественно-эстетическое    
  • декоративно-прикладное 
  • естественно - научное 
  • научно-техническое    
  • эколого-биологическое 
  • туристско-краеведческое 
  • военно-патриотическое 
  • социально-педагогическое 
  • культурологическое
  • физкулътурно – спортивное.

-    культурологической  направленности

 

   При организации системы дополнительного образования в школе педагогический коллектив опирается на следующие принципы:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
  • единство обучения, воспитания, развития;
  • практико-деятельностная основа образовательного процесса.

     Возраст детей, участвующих в реализации программ дополнительного образования- группы учащихся 1, 2, 3 ступеней школы, разновозрастные объединения.

     Сроки реализации программ дополнительного образования различны: от 1 года и до 5 лет обучения. Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла.

Формы занятий кружков и спортивных секций самые разные: лекции, беседы, игра, диспут, экскурсия, исследовательский опыт, исследовательский маршрут, сравнительный анализ, коллективное творческое дело, проектная деятельность  и др.  Отчетные и итоговые занятия проводятся в форме зачета, тематического тестирования, анкетирования, открытых мероприятий, участия в конкурсах, конференциях, проектах различного уровня. Отчёт формируется за год (полугодие).

 

III.  Перспектива развития дополнительного образования:

  Расширение  деятельности  кружков, спортивных секций.  Повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного образования, через КПК, участие в семинарах, вебинарах, конференциях, конкурсах различного уровня. Привлечение специалистов высокого профессионального мастерства  с целью совершенствования системы дополнительного образования  Расширение материально-технической базы.  Интеграция дополнительного образования в учебно-воспитательный процесс школы.

IV.  Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы дополнительного образования в школе

сформирована материально-техническая база, имеется:

  • Актовый зал
  • Спортивный зал
  • Учебные кабинеты
  • Стадион
  • Спортивная площадка
  • Библиотека
  • Мультимедиа аппаратура
  • Видео и аудиотека.
  • Акустическая аппаратура

 

V.  Ожидаемые результаты работы блока дополнительного образования

 

       К ожидаемым результатам деятельности блока можно отнести:

- расширение возможностей для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов учащихся, выявление одарённых детей и формирование мотивации успеха;

- повышение роли дополнительного образования в деятельности школы;

- вовлечение в различные виды деятельности большего количества учащихся;

- снижение роста негативных проявлений среди несовершеннолетних;

- укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни;

- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;

- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека,

любви к Родине, природе, семье. 

         Формы контроля универсальных умений и навыков, формируемых на занятиях блока дополнительного образования:

- изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематического планирования;

- посещение и анализ занятий;

- посещение массовых мероприятий, творческих отчётов;

- мониторинг участия в конкурсах различного уровня;

- организация выставок и презентаций.

 

VI.  Система представления результатов воспитанников:   участие  в  соревнованиях,  конкурсах,  конференциях  школьного,  муниципального, регионального и федерального  уровня;   итоговые выставки творческих работ;  презентации итогов работы;  создание агитационных газет, листовок;  выпуск сборников творческих работ учащихся, ЭОР, ЦОР, создание сайтов.

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: hohlov
Просмотров: 384 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 159

Copyright MyCorp © 2021
Сайт создан в системе uCoz